Отчет о проведенном окружном семинаре
15 ноября 2016 г. в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №32 комбинированного вида» городского округа Краснотурьинск прошел окружной семинар для педагогов по коррекционному развитию детей с ОВЗ «Наш ориентир – здоровый и развитый ребенок»
Всего в окружном семинаре приняли участие 43 педагогических работника, из них:
- представитель МОУО ГО Краснотурьинск Меркулова И.А;
- ГО Серов – 9 человек: (заведующий - 2 ; медицинский оптик-оптометрист-1; старший воспитатель -2 ; учитель – логопед – 1; воспитатель – 3);
- ГО Карпинск – 4 человека (заведующий – 1; воспитатель – 3);
- ГО Североуральск – 4 человек (учитель – логопед-1; сестра – ортоптистка – 1; старший воспитатель – 1; воспитатель – 1);
- Посёлок Рудничный – 2 (воспитатель – 2);
- ГО Краснотурьинск – 19 человек (воспитатель – 8; фельдшер – 1; старший воспитатель – 6; учитель-логопед – 2; педагог-психолог – 1;сестра-ортоптистка-1).
РУКОВОДИТЕЛИ семинара:
- заведующий МАДОУ № 32 Киселёва Л.Г.
- старший воспитатель МАДОУ № 32 Данишкина Н.Н.
УЧАСТНИКИ семинара: педагогические работники МАДОУ № 32 в составе:
- педагог – психолог Евдокимова Г.В.;
- учитель – логопед Васюнина Оксана В.;
- сестра – ортоптистка Васюнина Ольга В.;
- воспитатели группы слабовидящих детей Замятина И.А. и Крайн И.О.;
- инструктор по физической культуре Шурыгина С.В.
- учитель начального школьного обучения МАОУ СОШ № 19 Ощепкова Э.А.;
- представитель Родительского комитета группы слабовидящих детей Комарова М.В.;
- врач – офтальмолог Сёмина Т.М.;
- представитель волонтерского движения из МОУ ДОД СЮН педагог-организатор Штыкова Н.Г.
- заведующая МБУК ЦБС «Библиотека № 8» заведующая Набиева О.В.
Семинар посвящен актуальной проблеме по вопросам охраны и профилактике зрения дошкольников, имеющих зрительную патологию и направлен на повышение уровня компетентности педагогов по планированию и проведению коррекционной работы с детьми, имеющими статус ОВЗ, в частности со слабовидящими детьми, детьми с амблиопией и косоглазием.
Поражение зрения обуславливает значительные ограничения чувственного познания. И как бы хорошо и подробно ни рассказывали о богатстве красок окружающего мира, слабовидящий ребенок его не познает в полной мере, он может это представить себе только ассоциативно, соотнося с какими-то своими ощущениями. Как подтверждает опыт общения с детьми, имеющими зрительную патологию, для этого их надо с раннего дошкольного возраста учить анализу своих ощущений и восприятию.
Для многих педагогов эта тема актуальна, т.к. реализация педагогической поддержки, отвечающая особенностям развития данной категории детей, требует от педагогов, прежде всего, повышения уровня своей компетентности по вопросам охраны и развития зрения, организации коррекционного сопровождения детей с ОВЗ. Любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, что негативно влияет на умения детей адаптироваться к окружающему социуму.
Участники семинара ознакомились с методической выставкой. На выставке был представлен методический и дидактический материал посвященный данному напрвавлению.
Заведующий МА ДОУ № 32 Киселёва Л.Г. в своем вступительном слове заострила особое внимание на том, что развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими статус ОВЗ, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, а так же написанию адаптированных образовательных программ и индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ОВЗ. Более подробнее остановилась на создании в МАДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно – образовательной деятельности, а так же создания специализированной коррекционно-образовательной среды, счпособствующей дальнейшей успешной социализации слабовидящих детей в обществе.
Старший воспитатель Данишкина Н.Н. провела экскурсию для гостей и участников семинара в специализированную группу, которую посещают слабовидящие дети и рассказала о коррекционно – развивающих центрах.
Коррекционная развивающая предметно-пространственная среда в группе слабовидящих детей выстроена по 5-ти направлениям:
- Развитие зрительного восприятия и осязания;
- мобилизация сохранных анализаторов
- Развитие мелкой моторики;
- Ориентировке в пространстве;
- Социально – бытовая ориентировка и социальная адаптация слабовидящих в обществе.
Тактильные центры «Игровая копилка» и «Познавательная полочка» - развитие и стимулирование осязательных функций, тактильной чувствительности и ориентировки на микроплоскости путём изучения ближайшей окружающей среды на ощупь: тактильные игрушки с разной поверхностью, тактильные книжки. Такие дидактические пособия и игрушки, как логические кубы, «Сложи узор», палочки «Кюизинера», блоки Дьенеша обогащают сенсорный опыт и развивают когнитивное (мыслительное) развитие.
Лабиринты (методика В.Ф.Базарного) - цветные, с полосками, со стрелочками, которые помогают развивать остроту зрения, подвижность глаз и бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами).
Театр – ориентировка в пространстве и социально – бытовая адаптация слабовидящих детей, ребенок учится самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях
Уголок для развития мелкой моторики руки - повышения остроты зрения, коррекция нарушений хроматической (цветовой) чувствительности – мозаика разного цвета и размера, пазлы, конструкторы
Лабиринты – тренажёры в зависимости от остроты зрения, которую определяют с помощью таблицы Сивцева.
Спортивный центр со зрительными ориентирами и тактильной атрибутикой – ориентировка в пространстве, развитие координации движения, профилактика плоскостопия и правильной осанки.
Центр познания – нацелен на развитие полисенсорного воспитания являются: расширение сенсорных возможностей; специальных навыках ориентации в окружающем мире; преодоления трудностей в предметно-практической деятельности и при ориентировке в окружающей действительности.
Воспитатель Замятина И.А. провела с детьми зрительную гимнастику с использованием методики У.Бейса - пальминг; Э.С.Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И.Курпан – тренировка глазных мышц с сокращением хрусталика глаза, направленная на фиксацию взгляда и развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения.
Учитель – логопед Васюнина Оксана Викторовна познакомила всех присутствующих с новой технологией , которая применяется в работе с детьми с ОВЗ - КРИОТЕРАПИЯ [kryos- холод; therapya- лечение]
в переводе с греческого - раздел физиотерапии, включающий методы воздействия, отличительным признаком которых является применение холода в качестве основного действующего физического фактора.
Цель технологии криотерапии в коррекционной педагогике –
использование льда для развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц артикуляционной и мелкой моторики.
Заострила внимание на логопедическом массаже как один из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа у детей с патологией зрения -
не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия, необходимого при артикуляции звуков.
Педагог – психолог Евдокимова Г.В. рассказать о методе песочной терапии в своей работе, который на современном этапе становится все более популярным в психологической практике. Поэтому песок или разноцветная манная крупа – это кладись для работы с детьми с нарушением зрения.
С помощью игр с песком и маннгой крупой решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи в работе с детьми с нарушением зрения. Ведь песок служит хорошим материалом для развития тактильной чувствительности, что является одной из главных задач для развития детей с нарушением зрения. Также повышается мотивация к занятиям, более интенсивно, интересно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект. Кроме этого, по мнению многих психологов, песок поглощает негативную энергию и стабилизирует эмоциональное состояние. Использование мини песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Использование игр с песком и манкой способствует:
- развитию тактильной чувствительности;
- развитию мелкой моторики рук;
- развивает координацию движений;
- развивает зрительно-моторную координацию;
- развивает умение концентрировать внимание;
- способствует развитию мышления, внимания, речи, памяти;
- стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.
Сестра – ортоптистка Васюнина Ольга В. рассказала как в МАДОУ проводится плеопто - диплоптическое лечение различный патологий зрения у детей. Показала аппаратные методы лечения (синоптофор, ФОРБИС, амблиотренер, мускулотренер, макулотестер и др.). Познакомила с динамикой хороших результатов лечения (особенно косоглазие, гиперметропия, анизометропия и др.)
Член родительского комитета группы слабовидящих детей Комарова М.В. рассказала как проходит жизнь её ребенка в специализированной группе, поблагодарила специалистов за систематическую работу с детьми, рассказала о положительных результатах у ребенка.
Инструктор по физической культуре Шурыгина С.В. провела коррекционную физкультуру с опорой на сохранные анализаторы «Удивительное путешествие друзей Колобка в сказочном лесу»
Представитель волонтерского движения из МОУ ДОД СЮН педагог-организатор - Штыкова Н.Г. подвела итоги работы со слабовидящими детьми в рамках с социальной программы ОК РУСАЛ «Помогать просто».
Заведующая МБУК ЦБС «Библиотека № 8» заведующая Набиева О.В.рассказала о тесном сотрудничестве работников библиотеки с МАДОУ № 32, показала специальную литературу для слабовидящих детей, рассказала в каких конкурсах и мероприятиях принимали участие слабовидящие дети.
В заключении каждому участнику был вручен сертификат участника, подарены буклеты с рекомендациями и диск с подробным материалом окружного семинар.
Педагогический коллектив МА ДОУ № 32 города Краснотурьинска надеется, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе со слабовидящими детьми и их семьями по сохранению и профилактике зрения, что в дальнейшем приведет детей к успешной социально – бытовой социализации и адаптации в обществе.
|