Пятница, 26.04.2024, 20:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Представительство ГАОУ ДПО Свердловской области "Институт развития образования" г. Серов

Принимаем заявки на курсы повышения квалификации педагогических работников образовательных организации на ДПП, указанных в разделе ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Базовые площадки

Главная » 2015 » Январь » 13 » Проведён педагогический окружной проблемный семинар-практикум «Точка невозврата».
08:41
Проведён педагогический окружной проблемный семинар-практикум «Точка невозврата».

19 декабря в МБОУ ДОД  Центре «Остров»  г. Североуральск прошел педагогический окружной проблемный семинар-практикум «Точка невозврата». Организаторами семинара являются   Институт развития образования (ИРО) г. Серов, Управление образования Администрации СГО и МБОУ ДОД Центр «Остров».

 

Центр «Остров» встретил более 60  педагогов из образовательных учреждений Северного округа (г. Серов, г. Верхотурье,  г. Североуральск, п. 3-й Северный, п. Калья, п. Черемухово).

         Директор  МБОУ ДОД Центр «Остров» Татьяна Семеновна Лебедева подчеркнула, что в рамках семинара будут рассмотрены такие проблемы как кризис смысла жизни, отчуждение от семьи, одиночество, разрушительная сила современной культуры.

Цель проблемного семинара:  определение подходов к персональному проектированию образования как средству профилактики рисков социализации современного поколения и развития сфер социальных практик.

Задачи:

  1. Создать условия для  проблемного диалога в образовательном пространстве   и профессиональном сообществе о преодолении причин неблагополучия  и социально-опасного поведения несовершеннолетних.
  2. Раскрыть потенциал ценностно-ориентированной воспитательной работы в рамках урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка участников образовательного процесса.

 

         Семинар открыла начальник Управления образования Администрации Североуральского ГО. -  Ирина Николаевна Ощепкова.

         «Человек должен жить в сфере добра» - эта фраза принадлежит великому гуманисту нашей эпохи Д.С. Лихачеву, имя которого стало символом нравственных ценностей. Эта сфера добра в значительной степени создается самим человеком. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий, идей, выборов, памяти на добро.

         Почему я актуализирую это нравственное понятие, открывая проблемный семинар «Точка невозврата»? Какое отношение к кризису в обществе, кризисным состояниям человека имеет школа, система образования?

Конечно, если измерять качество образования и его результат только в баллах ЕГЭ и ГИА, то весьма относительное. Если разворачивать современную систему образования к решению задач улучшения качества жизни, понимая под этим качество образования как интегративное состояние системы, включающей семью, педагога, ребенка в непрерывный процесс познания, духовно-нравственного становления, развития, то школа, система образования, система отношений – это определяющее и главное.

         Федеральный государственный стандарт дополнительного образования, основной школы и далее – в перспективе - средней и дополнительного образования, профессиональный стандарт педагога направлены на решение, прежде всего  задач личностного развития, формирование ценностных смыслов.

Сегодняшний семинар – это точка встречи педагогики, психологии, медицины, государственных органов и институтов, которая включает в пространство диалога семью как изначальную основу нравственного становления личности ребенка.

«Человек должен жить в сфере добра». Это не лозунг, а содержательно-ценностная установка для системы образования и воспитания, культуры, искусства, информационного пространства. Тогда устоять на краю, вернуться к истокам, открыть новое в старом, развернуть предметное содержание к возможностям ребёнка – получится.

Посредник между семьей и ребенком – компетентный взрослый, педагог, воспитатель. А пространство взаимодействия – не мероприятие, шоу, презентация – нечто внешнее по отношению к ребенку, человеку, а содержание внутреннего переживания  себя, других, мира, событий отечества, культуры. Поэтому определять подходы к персональному (личностно-ориентированному) образованию сегодня - значит практически осуществлять профилактику рисков социализации современного поколения.

 Поэтому, как процитировано из Достоевского при входе в Центр: «Нельзя выходить человеку в жизнь из детства,  нельзя пускать поколение в путь без зачатков положительного и прекрасного».

В пленарной части заслушали:

- Валентину Васильевну Данилкину, ответственного секретаря  ТКДН и ЗП г. Североуральск,с темой доклада:«Анализ особенностей семейного неблагополучия вСевероуральском ГО»;

В.В. Данилкина резюмировала – необходима комплексная помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это решение видится через нравственное  воспитание молодых семей.

- Руслана Ярославовича Шпильчак, заместителя начальника полиции СГО, с темой доклада«Последствия детской безнадзорности и правонарушений»;

Резюме: Поиск новых подходов к профилактике  несовершеннолетних и их Семей. Введение в образование предмета «Культура семейных отношений».

-Ларису Михайловну Марченко, врача психиатра  Североуральского ЦГБ, с темой доклада

«Психическое  здоровье и суицидальное поведение в подростково-молодежной среде  как крик о помощи»;

Резюме: необходимо осуществлять пристальное наблюдение за поведением несовершеннолетних. Не доводить ситуацию внутреннего конфликта до критической точки.

- Надежду Александровну Быкову, клинического психолога Североуральского ЦГБ, с темой доклада «Клинический подход к системе взаимодействия «учитель-ученик»;

Резюме: В ходе многолетней педагогической  деятельности следить за происходящими внутренними изменениями. А с момента педагогического выгорания, незамедлительно проводить личную супервизию и искать необходимый ресурс для преодоления профессионального кризиса.

А.Ю. Зайцева, заместитель директора МБОУ ДОД центра «Остров» познакомила с особенностью образовательной программы Центра «Остров» как условие  реализации  ФГОС и концепции развития  ДО (развивающая и профилактическая стратегия).

А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

Предупреждение педагогической запущенности: Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь.

К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а, заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится.

При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

Содержание образовательных программ МБОУ ДОД Центр «Остров»направлено на:

 

  • формирования общей культуры личности,
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  •  адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;
  • профилактику асоциального поведения,
  • духовно-нравственное воспитание;
  • развитие исследовательской, проектной, творческой деятельности (от идеи до воплощения),
  • формирование авторской позиции в жизни, ответственности.

Философия воспитания и образования Центра «Остров»

  • В Центре «Остров»  признаются системообразующими такие ценности образования как:
  • ценность жизни, ценность человека;
  • ценность личности ребёнка;
  • ценность личности педагога – человека, Мастера, способного нести высокую образовательную миссию;
  • ценность человеческого общения и взаимной поддержки;
  • ценность сопереживания (прежде всего любви) и ценность гуманности в человеческих отношениях;
  • ценность признания возможности успеха любого человека, ребенка и взрослого;
  • ценность культуры, созидаемой человеком и созидающей его;
  • ценность совместного неразрушительного творчества – сотворчества: «От замысла – до воплощения»;
  • ценность развития; ценность созидательного труда;
  • ценность многообразия как одного из условий реализации свободы выбора и условие признания ценности иного, отличного от своего;
  • ценность связи поколений, преемственности традиций, ценность дополнительного образования как особого типа образовательной системы;
  • ценность уникальной жизнетворческой среды;
  • рождение и реализация социально-значимых городских проектов в Центре «Остров».

На пути творчества ребенок в Центре проходит несколько важных этапов:

  • Дар. Центр «Остров открывается  каждому ребенку как поле возможностей для его человеческого и творческого роста.
  • Рождение.В творческой деятельности происходит рождение новых чувств, эмоций, ценностей, смыслов собственного творческого роста через участие в проектной деятельности.
  • Выбор. Ребенок может выбрать виды творческой деятельности, значимого взрослого, коллектив единомышленников.
  • Шанс.Шанс обрести успех уже ребенком, стать автором значимого проекта, капитаном, юнгой, волонтером и т.д.
  • Успех. Важный этап на пути творчества, потому что успех обретен и признан как ценность, плод собственных авторских усилий ребенка.
  • Восхождение. Принятие жизни через творчество и добровольчество.
  •  На этом пути ребенку открывается собственное творческое “Я”, дух творческих усилий, “падений” и дерзаний, поиск своего педагога-Мастера, прикосновение  к живительным истокам природы, к духовному и культурному наследию родного края.

Направления воспитательной работы:

Развитие системы  самоуправления;

- Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, правовое воспитание учащихся, антиалкогольное и антинаркотическое воспитание;

- Воспитание гражданина и патриота;

- Физическое воспитание;

- Развитие творческих способностей детей;

- Воспитание ответственного отношения к учебе;

- Трудовое воспитание;

- Профориентация;

- Школа для родителей.

Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми в нашей работе, являются:

  • чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку,
  • укрепление у него веры в себя, в свои силы,
  • опора на положительные качества личности.

Поколение NEXT: в поисках выхода.

   -Т.С. Лебедева, директор МБОУ ДОД Центр «Остров»

Что бы мы ни делали, всегда есть такая точка, после которой наши действия становятся необратимыми. Точка невозврата. Момент, после которого уже нельзя повернуть назад.

Именно это и есть точка невозврата - стоит только сделать первый шаг, и дальше события сами собой потекут по привычной накатанной колее.

Этот случай показывает закон и человеческой психики - стоит нам только что-то сделать, мы тут же придумает тысячи аргументов, оправдывающих это событие.

И, следовательно, будем стараться это действие развить и дальше.

Этот основной принцип нашей эмоциональной жизни - внешние обстоятельства или наши привычки подгоняют нас, как тяжелая телега подгоняет полуживую клячу.

Привычки подталкивают и направляют наши действия, и сами за нас решают, что мы скажем и что мы сделаем в дальнейшем.

Так зарождается привычка к курению, алкоголю, перееданию. Привычки начинают управлять нами, а не мы привычками.

И нужно научиться распознавать эти привычки, и направлять развитие событий несколько по иному пути.

Во время любого действия есть момент (точка невозврата), в который мы можем пустить события по другому сценарию.

Если этот момент не отследить, упустить, то события потекут по привычному пути.

Но если эту точку увидеть и начать за ней осознанно наблюдать, то мы сможем выбрать, как нам в этот момент поступить.

Иными словами, любая привычка имеет свой алгоритм. Чтобы избавиться от этой привычки, нужно этот алгоритм изменить

Дополнительное образование представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобы делать самого себя.

В условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: детского сада, школы, техникума или вуза.

Именно на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практикиразвития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке, и направлена  Концепция развития дополнительного образования.

Сущность дополнительного образования

Дополнительное образование — механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.

В современном обществе на передний план выдвигаются духовно-нравственные ценности, определяющие векторы личностного роста и  гражданской солидарности.

Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, «массового» образования -  к задаче проектирования образовательных сред, способствующих развитию самосознания. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для персонального проектирования образования, поиска и обретения человеком «самого себя».

Во второй части семинара все участники продолжили  работу на проблемных площадках: «Содержание и формы позитивной профилактики»,с которыми заранее определились:

1.«Исцеляющая педагогика как воспитательный и образовательный ресурс»

Проблема: коммуникативные установки педагогов, снижение учебной и познавательной мотивации, знаемые и действенные ценности, содержание образования, развитие самосознания, связь качества и результата образования с личностным развитием.

Модератор: Чайка ЕкатеринаВладимировна

Доклады:

Чайка Е.В., МБОУ ДОД центр «Остров» «Какого педагога ждет современная школа?»

Быкова Н. А., МБОУ ДОД центр «Остров» «Зона уязвимости личности учителя»

Кондрева Г.Р., МБОУ ДОД центр «Остров» «Сказкотерапевтические методы в решении нравственных задач на занятии с детьми младшего дошкольного возраста»

Дегтярева С.А., МБОУ СОШ №13 «Проектно-исследовательская деятельность школьников как условие формирования универсальных учебных действий и личностного развития учащихся»

Госсен Г.И., МБОУ НОШ №10 «Создание ситуации успеха младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях»

Колесень А.В., МБОУ ДОД центр «Остров» «Свет внутри: исцеляющее взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей работы»

II. «Сознательное родительство: методы и формы работы с современной семьей»

Проблема: нравственное становление, сохранение семейных традиций, воспитание мальчиков и девочек, сотрудничество, поддержка.

Модератор: Трушина Анна Николаевна

Презентация выставки «Молчаливая революция»- И.А. Флягина, педагог-психолог МБОУ ДОД Центр «Остров»

Трушина А.Н., МБОУ ДОД центр «Остров» «Проблемы нравственного становления: роль семьи»

Богатырева Е.В., родитель «Сохранение семейных ценностей и традиций»

Дик И. В., МБОУ ДОД ЦЕНТР «Остров» «Изменение родительской позиции (из опыта работы объединения «Стартовая Школа»)

Беликова А. А., МБОУ ДОД центр «Остров» «Психологическая безопасность в семье»

Тверитина В.В., МБОУ ДОД центр «Остров», Фадеева С.И., родитель «Хочу нарисовать лавандовое поле» (из опыта работы Открытой студии для взрослых)

Плаксина Л.А., МБОУ НОШ №10«Родителям об организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися»

«Что «достраивает» внеурочная деятельность, дополнительное образование?»

Проблема: добровольчество – волонтерская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, возможности социокультурного пространства, искусства и спорта, сетевое взаимодействие, профессиональное самоопределение.

Модератор: Зайцева Анжелика Юрьевна

Зайцева А.Ю., МБОУ ДОД Центр «Остров» «Миссия дополнительного образования как открытого образования,  обеспечивающего личностное развитие и социализацию обучающихся»

Огурцова Н.П., МБОУ СОШ №13«Модель организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе»

Щирая А.Е., Хусаинова Л.Ю., МБОУ НОШ №10«Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств»

Шкурова Т.П,, Гаряева О.Г, МБОУ НОШ №10«Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников как  условие реализации внеурочной деятельности в рамках  образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО»

Зенюткина Т.А., МБОУ СОШ №6 «Формирование общественно - полезной деятельности через реализацию школьного проекта «Разноцветное лето»

Захарова Ю.М., МБОУ СОШ №6 «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе»

Политова К.В., Айнуллина С.М.,ГКОУ СО «Североуральский детский дом» «Развитие творческих способностей детей методом проектно-исследовательской деятельности»

В завершении работы проблемного семинара-практикума «Точка невозврата» ответственные участники проблемных площадок подвели итоги практической работы.

Отзывы о семинаре:

-Очень довольна и рада, что попала в этот замечательный Центр. Эта поездка всколыхнула все мои чувства, довольно долго я не могла понять. Спасибо большое за информацию, даже если я не смогу ее использовать в работе, но в моей личной жизни очень поможет. Ефремова Н.В., педагог-психолог, г. Серов;

-Семинар действительно затронул очень важные вопросы не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни. Просматривая себя изнутри, хочется найти решения для других. Возникли идеи для работы с педагогами, родителями, детьми. МБДОУ №36.

-Получили огромное удовольствие от посещения семинара «Точка невозврата». Раскрыты многие проблемы взаимоотношений субъектов социума. Взяли на заметку ваши рекомендации, советы. Будем нашим родителям обращаться в Центр «Остров» за помощью и поддержкой. Л.В. Кезик, Г.А. Буракова МБДОУ №3, г. Североуральск

-Вся информация затронуло сознание, вдохновила. Хочется самой стать ответственным родителем. Хочется в школе передать эти слова родителям. Пробудить в них хоть чуть-чуть ответственность и желание. Социальный педагог, МБОУ СОШ №14.

-Семинар, как и все, что организует Центр «Остров», полезен. Предложение: выездные семинары в учреждения с целью наибольшего охвата заинтересованных в обозначенных проблемах, людей. Свищева Г.В., зам директора МБОУ СОШ №11.

- Ч внеурочная деятельность и дополнительное образования, для нашего  образовательного учреждения актуальна. Проектная деятельность воспитывает и развивает в наших детях культуру здорового образа жизни, умению  сочувствовать, доверять и ценить окружающих их людей. Политова К.В., Айнуллина С.М., ГКОУ СО «Североуральский детский дом»

- Внеурочная деятельность «достраивает»: правильную целенаправленную организацию детей; полноценное нравственное, физическое, трудовое, эстетическое, интеллектуальное развитие; формирование УУД в рамках в ФГОС; социализацию ребенка в обществе.

-Очень  теплый прием. Доброжелательные и квалифицированные специалисты, как на пленарном заседании, так и в работе на проблемных площадках. Сильное (!!!) выступление директора Центра «Остров» на пленарном заседании. Очень «зацепило», перевернуло взгляд на работу, педагогическую деятельность. Побольше бы таких специалистов, педагогов нашим детям! Дополнительное образование – это возможность ребенку реализовать себя; это доверительные, искренние взаимоотношения ребенка и педагога, что немало важно при воспитании достойной личности; это возможность живого диалога со знающим взрослым, это возможность создавать ребенку что-то новое, интересное, полезное.

- и т.д.

Начальник Управления образования Ощепкова И.Н. всех ознакомила с экспертным заключением проблемного семинара-практикуму «Точка невозврата» и подвела итоги семинара.

Проблемное поле освоено, продемонстрирована глубина раскрытия кризисных точек.

Педагогический межведомственный диалог состоялся.

Предъявленный опыт отличает глубина, профессионализм, комплексность, системность.

Обозначен выход к сетевому взаимодействию, общему ценностно-смысловому полю в системе воспитания.

Персональное проектирование образования как требование Школы будущего, современной школы – через освоение, возвращение к  традиционной педагогике.

 Всем выдали  сертификат участникам и  сборник материалов с семинара. Докладчикам были вручены благодарности за активное участие в семинаре.

 

 

Просмотров: 1097 | Добавил: iroserov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Погода
Сейчас на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz


Здесь Вы можете написать что угодно, например, приветствие