17 апреля 2015 года в МБОУ ДОД Центре «Остров» г. Североуральск прошел педагогический окружной аналитический семинар «Школьные трудности: к проблеме развития понятийного мышления». Организаторами семинара являются Институт развития образования (ИРО) г. Серов, Управление образования Администрации СГО и МБОУ ДОД Центр «Остров».
Центр «Остров» встретил более 50 педагогов из образовательных учреждений Северного округа (г. Ивдель, г. Североуральск, п. Баяновка, п. Калья, п. Черемухово, п. Покровск-Уральский).
Цели семинара:
- актуализация проблемы развития понятийного мышления детей как необходимого условия успешного обучения, личностного становления, продуктивной самореализации учащихся, и, как следствие, профилактики школьных трудностей;
- обозначение психолого-педагогических условий формирования понятийного мышления.
Задачи:
- Проанализировать результаты психолого-педагогического (диагностического) сопровождения образовательного процесса в рамках работы Городской педагогической лаборатории «Школьные трудности»;
- Представить опыт Центра «Остров» по созданию условий для развития полноценного понятийного мышления детей в пространстве дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения;.
- Создать диалоговую среду для педагогического сообщества в решении проблем эффективного образования.
Семинар открыла начальник Управления образования Администрации Североуральского ГО - Ирина Николаевна Ощепкова, в своем выступлении она подчеркнула всю важность и необходимость развития понятийного мышления у детей для реализации федерального стандарта и образовательной инициативы «Наша новая школа».
Директор МБОУ ДОД Центр «Остров» Татьяна Семеновна Лебедева, выступая на тему " Какой он, современный ребенок?", дала точный портрет российского обучающегося, обозначила причины детских проблем в сфере образования и показала, как работа Центра влияет на их решение и профилактику.
В пленарной части:
- Флягина Ирина Александровна, педагог-психолог высшей категории, (Презентация работы Городской педагогической лаборатории «Школьные трудности»: от диагностики к оптимизации процесса обучения») поделилась с участниками опытом работы лаборатории "Школьные трудности" за 3 года, своим видением решения проблем в усвоении материала школьниками начального и среднего звена, на примерах показала, как своевременная диагностика может выявить проблемы и слабые места в обучении ребенка, которые проявятся через несколько лет, уже на следующей ступени образования.
- Трушина Анна Николаевна, педагог-психолог высшей категории выступила с докладом: «Развитие понятийного мышления детей с различными образовательными потребностями – проблемы и возможности современного образования», в котором доступно и образно рассказала о понятийном мышлении, его компонентах и каналах формирования. Особая роль в докладе была отведена понятию «минимальная мозговая дисфункция» (далее - ММД), типам и видам, даны портреты ребенка с разными типами ММД и советы по особенностям коммуникации с ними.
Во второй части семинара - в работе дискуссионной площадки «Психолого-педагогические причины снижения качества образования» были представлены презентации работ специалистов МБОУ ДОД Центр «Остров» по развитию понятийного мышления.
Дик Инесса Валерьевна, педагог-психолог и педагог дополнительного образования, в своем выступлении на тему «Стартовая школа» как условие для формирования задатков понятийного мышления у детей раннего возраста» показала уникальный опыт Центра, когда разные ступени программы одного объединения рассчитаны на занятия с детьми от 9 месяцев до 7 лет. Такая последовательность дает хорошие результаты в плане содействия развитию познавательной активности, социализации и нравственному становлению личности ребенка в предшкольный период, а также улучшению детско-родительских отношений.
Кондрева Галина Рашидовна, педагог дополнительного образования, выступила с докладом «Зачем еще ребенку сказка?» в котором она рассказала об актуальности, возможностях и техниках такого метода воспитания и обучения как сказкотерапия. Галина Рашитовна обозначила важность и эффективность данного метода для формирования основ понятийного аппарата.
В рамках диалога участники семинара обозначили такие основные проблемы развития понятийного мышления как неготовность педагогов и родителей принять ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, «нехватка любви» к детям со стороны педагогов и родителей, роль открытого информационного пространства, проблема развития содержания образования и др.
Лебедева Татьяна Семеновна подвела итоги аналитического семинара.
В завершении работы аналитического семинара «Школьные трудности»: к проблеме развития понятийного мышления» для участников были предложены групповые консультации педагогов-психологов высшей категории МБОУ ДОД Центра «Остров» - Трушиной А.Н. и Флягиной И.А. по темам «Анализ результатов готовности первоклассников к школьному обучению» и «Анализ результатов готовности 4-классников к обучению в среднем звене».
Отзывы о семинаре:
* Огромное спасибо организаторам и участникам семинара. Все было интересно, поучительно. Чувствуется высокий профессиональный уровень участников, системность работы. Желаем дальнейших успехов.
г. Ивдель, МАОУ СОШ №1
* Интересный семинар, носящий познавательный характер. Раскрыты актуальные задачи. Получила необходимую информацию по формированию понятийного мышления, необходимую мне в практической деятельности с дошкольниками. Хотела бы получить личную консультацию. Очень интересен опыт работы специалистов центра. Огромное спасибо за организацию семинара, и за ваш огромный опыт.
С большим уважением к вам: Буркова Л.Л.
* Благодарю за встречу! Отличная мотивация в действию. Ваш опыт бесценен и очень меня заинтересовал как молодого специалиста.
* В процессе семинара получила конкретные знания о понятийном мышлении. Семинар построен грамотно, успешно выступили специалисты о проделанной работе.
*Спасибо большое за теплый прием, интересную и познавательную информацию!
*Спасибо за возможность посещения Вашего семинара. Тема оказалась актуальной и проблемной. Вся информация была представлена доступно, понятно и оказалась очень полезной, но появилось еще больше вопросов, которые, я надеюсь, будем решать вместе в рамках психолого-педагогического сопровождения.
С благодарностью, Л.В. Кезик
*Практическая значимость семинара безусловно высока с точки зрения педагога. Необходимость формирования понятийного мышления для дальнейшего успешного обучения важна.
Спасибо специалистам центра «Остров» за открытость, обмен опытом.
Благодарю за то, что вы показали мне одну из важных причин снижения качества обучаемости учеников.
*Интересно, познавательно. После Ваших семинаров хочется творить!
* Проблема развития понятийного мышления она очень актуальна для сегодняшнего образования. Было полно раскрыто на семинаре. Большое спасибо всем сотрудникам центра за полноту раскрытия и формирования понятийного мышления.
*Семинар очень понравился. Очень много полезной информации, которая мне поможет в работе.
*Семинар понравился. Очень много узнала нового и полезного. Выступления педагогов мне поможет в работе. Тема актуальна. Благодарю всех выступающих. Спасибо!
* Спасибо, уважаемые коллеги, за актульные мысли и слова, спасибо за вашу практику и опыт, которыми вы щедро делитесь со всеми.
Продолжаем сотрудничать единомышленники! Килякова Н.А.
*Очень интересный и полезный семинар как в теоретическом, так и практическом ключе. Я, как специалист ДОУ, поставила для себя цели в работе. И как родитель, знаю теперь, где мне надо больше уделить внимание своему собственному ребенку. Конечно. Мы это все всё учили. Но со временем забылось. Спасибо!
В результате педагогический аналитический диалог состоялся. Предъявленный опыт отличает глубина, профессионализм, комплексность, системность. Обозначен выход к сетевому взаимодействию, общему ценностно-смысловому полю в системе воспитания.
По итогам семинара всем участникам были выданы сертификаты и сборники материалов семинара.
Докладчикам были вручены благодарности за активное участие в семинаре. |