27 мая 2015 г. в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №32 комбинированного вида» городского округа Краснотурьинск прошел окружной семинар для педагогов по теме « Гендерное воспитание детей «Папы разные нужны»».
В работе семинара приняли участие 25 педагогов, в том числе 10 педагогов –город Карпинск, 4 педагога – город Волчанск, 1 педагог – Североуральский городской округ, 1 педагог – город Нижняя Тура, 9 педагогов – городской округ Краснотурьинск.
В ходе семинара были рассмотрены проблемы формирования гендерного воспитания воспитанников и их полоролевой идентификации МА ДОУ с помощью активного взаимодействия с родителями – папами, обсуждались вопросы реализации ФГОС ДО в данном направлении, а также требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО. Воспитатели Платонова И.А и Коваль И.А. рассказали и показали как функционируют центры развития в группах.
Заведующий МА ДОУ № 32 Любовь Георгиевна Киселёва в своем вступительном слове заострила особое внимание на актуальность гендерного воспитания. Указала на то, что настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно и позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Заведующий Киселёва Л.Г. подвела итог, что самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе. И особенно большой эффект в воспитании таких качеств отведено тесному взаимодействию педагогов МА ДОУ с родителями – папами.
Далее участникам семинара был предложен экскурс в группы детей младшего дошкольного возраста посмотреть развивающую предметно – пространственную среду, построенную в соответствии с требованиями ФГОС, которая позволяет воспитателям успешно формировать гендерное начало у детей младшего дошкольного в игровой деятельности. В процессе экскурсии по дошкольному учреждению педагоги посетили группы и кабинеты специалистов, участникам семинара была представлена выставка дидактического и методического материала в центрах речевой активности. Принципам полифункционального применения дидактических игр и пособий отвечают практически все представленные дидактические пособия, как приобретенные, так и сделанные руками педагогом МАДОУ № 23.
Старший воспитатель Надежда Николаевна Данишкина выступила с сообщением «Интерактивные формы работы с родителями по гендерному воспитанию в ДОУ», которое начала с общегосударственного аспекта в решении проблемы гендерного воспитания и рассказала про интерактивные формы взаимодействия МА ДОУ С родителями – папами воспитанников.Родители Быков и Умрихин представили участникам семинара видео материалы по гендерному развитию своих детей в семье.
Педагог – психолог Евдокимова Г.В. во время проведения деловой игры с участниками семинара обратила внимание на гендерное воспитание детей через игры и игрушки для мальчиков и девочек.
В конце игры подвели итог, что полезно давать играть детям игрушки противоположного пола. А так же познакомила со сказками, которые полезно и поучительно читать мальчикам (развивают в них героя, мастера, учат умению помогать. Брать, отдавать и принимать самостоятельное решение) и со сказками, которые желательно читать девочкам (учат быть хорошей хозяйкой, заботливой мамой). В заключении всем участникам семинара были подарены памятки «Педагогические особенности мальчиков и девочек».
Учителем – логопедом в разделе «Дискуссионные качели» в своем выступлении было заострено внимание на то, что в процессе коррекционной работы по развитию речи можно осуществлять гендерное воспитание через создание мультимедийных презентаций на лексические темы: «Игрушки», «Инструменты», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы» и т.д.
Воспитателем из Североуральска Тазиевой Ларисой Михайловной была показана видеоматериалы непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками, в ходе которой было представлено использование разных форм деятельности с воспитанниками: проекты, секретные совещания, модульная деятельность, словотворчество, макетирование, игровая и поисково-исследовательская деятельности.
Воспитатель Коваль И.А. представила педагогическому сообществу серию презентаций «Опасные профессии», которые позволяют детям познакомиться с чисто мужскими профессиями своих пап.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 5 города Карпинска Андрияшина Ирина Валентиновна остановилась на проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования и дала оценку гендерного воспитания ученикам начальных классов.
Воспитатель Корякина Светлана Владимировна познакомила участников семинара с дополнительной общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) с учетом гендерных особенностей «Девочки и мальчики», срок реализации которой 4 года.
В заключении каждому участнику было предложено заполнить анкету в которой все написали что они взяли для себя с семинара, указали на замечания и написали свои предложения. Педагогический коллектив МА ДОУ № 32 города Краснотурьинска надеется, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми и их семьями по гендерному воспитанию, будут способствовать поиску новых идей и подходов в воспитании и обучении дошкольников гендерной идентификации, что в дальнейшем приведет детей к успешной социализации в жизни. |